Почему я больше не преподаю португальский в группах
Два года я собирала и вела группы португальского языка для взрослых онлайн. Это были хорошо подобранные мини-группы из 3-4 человек, и у нас практически всегда был эффект синергии. Португальский шёл на "ура". Группа мотивировала, а проговаривание одной темы по кругу хорошо закрепляло материал. Тем не менее, я решила больше очные группы не собирать, т.к. у них слишком много минусов. Такое решение - результат долгих размышлений, несмотря на то, что сейчас тенденция протиовоположная, и кажется, будто мечта всех преподавателей иностранного языка - собирать группы. Для меня это скорее ночной кошмар, чем мечта. Расскажу почему.
Если вы раздумываете между групповым и индивидуальным форматом, будь вы ученик или преподаватель, это может навести вас на важные выводы.
Кто я, и какой у меня опыт работы с группами?
Введу вас немного в контекст. Мой опыт преподавания иностранного языка гораздо больше, чем два года.
Я 20 лет преподавала английский язык в разных учебных заведениях - от детского сада до МГУ (на двух разных факультетах - перевода и психологии), работала в российских и европейских языковых школах, офлайн и онлайн. Всё это в основном работа с группами.
Португальский язык я начала преподавать в универстете (ТГУ) и на языковых курсах 6 лет назад.
Последние два года я специализируюсь на этом языке, потому что вся моя жизнь связана с ним. Я преподаю португальский язык онлайн частно. Вот мой профиль в Инстаграме.
Выбирая, работать или не работать с каким-либо форматом, я учитываю три фактора: эффективность, комфорт для меня и учеников и рентабельность. С этим-то и произошёл затык. Сочетать все три фактора в группах довольно трудно. Разберём это пошагово.
Эффективность языковых групп - в чём проблема?
Есть такой стереотип, что в группе иностранный язык учить хуже и сложнее, потому что ученики получают меньше внимания преподавателя, и у них меньше возможности говорить. Это действительно часто бывает так. Почему? Давайте посмотрим, и заодно я расскажу, что у меня получалось, а что нет.
1. Крайне редко в языковых группах бывает оптимальное количество участников.
Очная группа оффлайн в идеале должна быть не более 6 человек, онлайн - не более четырех. Так всем будет хватать времени, но, проработав много лет преподавателем, я нечасто видела такие идеальные группы. Разве что на ин. язе (и то соооовсем не всегда) или у себя в частной практике.
Почему в онлайне группа дожна быть меньше? Её не так удобно разбивать на пары. В офлайне преподаватель во время парных заданий 1) слушает общий фон, 2) по очереди подходит к каждой паре, но слушая одну, слышит и другую, что рядом. Таким образом тема проговорена, и все получили обратную связь.
В онлайне парная работа происходит в отдельных переговорных комнатах. Преподаватель может их посещать по очереди, но уже не получается слышать всех одновременно или слушать сразу две пары. Кто-то может сказать, что, мол, ну главное же они проговаривают задание. Я на это отвечу, что проговаривать задание можно и с подругой на лавочке или в chat GPT с таким же успехом.
Что получается в этих онлайн комнатах? Вот мой опыт из французской языковой школы. Там были онлайн группы по 6-8 человек, даже по 12, и мне совсем не нравилась эта практика. Вот представьте, парное задание занимает 15 минут, и если взять каждую пару отдельно, большую часть времени я её вообще не вижу. Соответственно, не могу дать хорошую обратную связь, как следует эту работу скорректировать, а частенько вообще заставала их за болтовнёй на родном языке о каких-то сторонних вещах.
Поэтому большие группы по языку онлайн однозначно нет. Этот параметр мне было легко контролировать на частных занятиях, т.к. группы я набирала сама.
В группе на три-четыре человека я успевала всем дать время на говорение и всех услышать.
2. В группах сложнее с мотивацией.
Учить иностранный язык в группе дешевле. По португальскому языку вообще бывают бесплатные группы для иммигрантов, а подешевле или бесплатно ищут тогда, когда это не является приоритетным. Вот представьте свой любимый напиток. Вы его покупаете подешевле или хороший? Точно так же и с португальским или любым другим языком.
Зачастую люди в таких группах вообще не хотят учиться, а просто отсиживают часы, чтобы получить сертификат, или не ходить на работу, если за них платит рабодотаель. Либо им кажется, что они хотят, но по факту нет желания вкладываться и нет ценности. Им совершенно всё равно, кто их учит: квалифицированный преподаватель или полено, потому что для них это примерно одно и то же.
Плюс в группу приходят люди с серьёзными трудностями, такими как страх говорения, страх ошибки, которые необходимо решать с психологом и параллельно прорабатывать индивидуально с преподавателем. Однако им бы хотелось, вместо двух часов специализированной индивидуальной работы оплачивать один групповой урок, т.е. одну восьмую и получать тот же результат. А что, преподаватель не может помочь что ли?
Игнорировать таких учеников нельзя, а, взаимодействуя с ними, преподаватель вынужден каждый раз возвращаться назад, и это происходит многократно. Вначале это даёт эффект повторения, но дальше уже нельзя назвать иначе кроме как торможение. Я прекарсно вижу, когда остальная группа уже может и хочет двигаться вперёд, а кто-то один прямо тянет назад.
Поначалу мне казалось, что в частных группах такого можно будет избежать, но нет. Если цена меньше индивидуального занятия, она всё равно доступна и всё равно привлекает таких людей. Какой бы отбор я не проводила вначале, невозможно гарантировать 100%, что этого не произойдёт, потому что многие моменты выясняются только в процессе, в повторяющихся ситуациях.
Соответственно, ради поддержания эффективности и здорового климата в группе, мне приходилось таких участников отчислять, а это уже не совсем то, что хотелось бы делать. Нажимает на комфорт, причём как мне, так и ученикам.
3. В группе у преподавателя с большей вероятностью будет выгорание.
На курсах и в языковых школах основная задача - заработать много денег для владельца. Для этого нужно много учеников. Много учеников нельзя привлечь по высокой или даже средней цене, только по низкой. Соответственно принимается решение нашпиговать расписание преподавателей так, чтобы они проводили больше занятий, чем это реально возможно без потери здоровья и качества уроков. Ну и, конечно же, делать большие группы.
Оплата преподавателю ставится минимальная. В большинстве языковых школ она не составляет даже 25% от урока. Просто посчитайте, сколько уроков преподаватель должен провести в день, чтобы хотя бы нормально поесть и где-то жить. Соответственно, он либо работает меньше и выгорает от отсутствия денег, либо у него не остаётся времени готовиться к занятиям и вообще хоть как-то отдыхать перед ними, не остаётся душевных сил на учеников. Да и денег не особо прибавляется.
Именно поэтому, поработав в языковой школе, я быстренько оттуда свалила в частную практику, несмотря на то, что школа была европейская. Везде всё одинаково! Став сама себе хозяйкой, я составила нормальное расписание и стала получать нормальную оплату за уроки. Вопрос с выгоранием был решён, но не полностью.
Тут мы окончательно переходим к теме комфорта и рентабельности языковых групп.
Почему языковые группы нерентабельны и некомфортны
Сейчас среди преподавателей иностранных языков активно продвигается идея, что группы приносят больше денег, чем индивидуальные занятия, и экономят время. Продвигают их всеми "любимые" наставники наставников. Мол, вот вы там влачитесь со своими индивидуалами, а я вас научу как собирать группы, будете хоть немного отдыхать от уроков и зарабатывать больше.
Действительно на первый взгляд это рентабельно. Даже не смотря на то, что в свои группы я никогда не набивала по 8 человек, как это сейчас многие делают, урок для трёх или четырёх человек приносил больше денег, чем индивидуальный. Соответственно, вроде как работать можно меньше при этом, и вроде как все в выигрыше - я имею время отдыхать и хорошо готовиться к урокам, ученики экономят, и я больше зарабатываю.
Но это только на первый взгляд.
Как я говорила выше, большинство людей не понимает преимуществ группы и ищет в них только возможность учить португальский (или другой язык) подешевле. Им покласть на учёбу и тем более на меня, мой опыт, подход и разработки. Это значит, что для того, чтобы собрать мотивированную эффектинвую группу, нужно проводить отбор.
Комментарии
Отправить комментарий