Секрет высокой мотивации у моих студентов

Расскажу вам историю про то, как у моих студентов резко выросла мотивация. Дело было в Томске, в ТГУ (Томский государственный университет). 

Мы с мужем приехали в Томск на пять лет по приглашению преподавать португальский и английский языки. Ехали из Сан-Паулу (Бразилия), и для моего мужа это было возможностью познакомиться с моей страной, а для меня снова побыть на родине. Не скажу дома, потому что в Сибири я тоже оказалась впервые. До этого я преподавала в МГУ.

Ваша учёба - ваш интерес

В то время я уже точно знала для себя одну вещь - я могу преподавать только тогда, когда ученик сам отвечает за свою мотивацию. 

Все эти истории, когда человек якобы хочет, но стабильно ничего не делает и влачится где-то между между уровнем ноль и минус один, они мне неинтересны. Мне это скучно и неприятно, и я этим не хочу заниматься ни за какие деньги. Это не для меня. Всё равно как скрипка не предназначена для забивания гвоздей.

Поэтому тот факт, что пять лет в России мы проведём, работая в университете, приятно грел душу. Мне вспоминалась работа в МГУ, там я работала на двух факультетах: Высшая школа перевода и Факультет психологии. На обоих факультетах вопрос о мотивации вообще не стоял, ибо для всех это было учёбой мечты. 

А вот в ТГУ оказалось немного по-другому. Там тоже были мотивированные студенты, но были и те, кто оказался на ин. язе как-то случайно что ли. Может выбрали не ту специальность, или пошли учиться, потому что запихнули родители. В общем, коллеги жаловались, что студенты отлынивают. 

Плюс в этом универстете было нормальной практикой контролировать студентов: проверять посещаемость и домашки. Как по мне, это уже похоже на то, что преподаватель как будто больше заинтересован в учёбе и результатах, чем студент, раз он вынужден с него спрашивать.

Поэтому я решила так не делать и правила свои не менять. Тем более что у 99% домашних заданий есть ответы, а студентов много. Для чего мне удлиннять свой рабочий день? Да ещё и бесплатно, по собственной инициативе. Ну ж нет. 

Сразу объявила, что, если кому-то неинтересно, нет настроения или ещё какие-то препятствия, приходить на занятия не надо. Это не будет нигде отмечаться. Также я не буду проверять домашки (кроме творческих) и следить, что и кто сделал, потому что это нужно не мне. 

Ваша учёба - ваш интерес. Я делаю свою работу, вы свою. В середине семестра тест для проверки собственных знаний, понимания, что повторить, сверки своих стратегий обучения и т.д.

Что из этого получилось?

Узнав о том, что я не проверяю домашки и разрешаю студентам не приходить на пары, некоторые коллеги напряглись и в открытую так и сказали: "Теперь точно учиться не будут, и ещё остальные так же захотят". В общем, приехала тут портить дисциплину!

Но я прекрасно знала, что делаю, и вот что из этого получилось.

Посещаемость была почти стопроцентная. Мне даже приходилось уговаривать студентов не приходить или пойти отдохнуть, если было видно, что на занятии присутствует только тело ))) 

Плюс, видя, что у них внутри есть сильное обязательство присутствовать независимо от собственного желания, я ввела ещё одно правило. Раз в семестр нужно прогулять пару, чтобы поучиться так, как тебе хочется. Или просто отдохнуть, если уже замучился учиться. Об этом нужно было мне сообщить и гулять с чистой душой.

Таким образом посещение пар уже одназначно стало собственным выбором и сидеть на них как тело было бы уже точно странно.

С домашками было немного по-другому. Я же не вижу (якобы), как они там - делаются или нет. Поэтому в первой половине семестра часть студентов их не делали или делали через раз.

Им было пока непонятно, как это отразится на результатах, и почему это важно. Ну и пока что у них не было достаточно опыта и знаний, чтобы самостоятельно оценивать свой прогресс. 

Сделана или не сделана домашка, я, конечно, и так вижу. Достаточно студенту открыть рот, и всё понятно.

Мне, в принципе, и промежуточный тест не очень-то нужен. Это больше для самих студентов, чтобы увидеть воочию свои результаты.

После теста многие расстроились. Ожидаемо.

И что же случилось? Все начали делать домашки. Я уже не говорю, что на паре у всех были заинтересованные лица, все старались.

Встречались отдельные студенты, которые не учились, но это было большое исключение. Все остальные прекрасно занимались, были мотивированы, следили за своим прогрессом и получали отличные результаты.

Этот цикл повторялся с каждой новой группой. Пришли, расслабились, шок, осознание, резкий рост мотивации, стабильный прогресс, отличный результат.

Больше чем у половины было "отлично" за итоговые экзамены. В некоторых группах прямо почти у всех студентов. При том, что оценки я просто так не раздавала (я думаю, вы это уже поняли).

Итог: лучший способ мотивировать ученика - это вручить ему ответственность за свою мотивацию. Ваша учёба - ваш интерес. Вот и весь секрет. Не надо ни давить, ни нянчиться.

Позже я поняла, что и с частными учениками работает тот же принцип, но это уже другая история. У себя в Инстаграме я её подробно разбирала, с примерами и комментариями от других специалистов. Посмотрите закреплённые сториз "Мотивация". 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Сертификаты на знание португальского языка

Бразильский португальский: алфавит с произношением и транскрипцией

Celpe-Bras: как я сдавала экзамен на сертификат по португальскому языку в Бразилии